Ковчег спасения в Тихом Океане, или Православие по – филиппински. Миссионерский дневник

Ковчег спасения в Тихом Океане, или Православие по – филиппински. Миссионерский дневник

Христианство на Филиппинах

Всё началось несколько лет назад, с того момента, когда один филиппинец по имени Сюке (Sucaire), в крещении Алфей, начал свои духовные искания. Его широкая филиппинская душа проделала в этом направлении достаточно длинный путь, изучив особенности всех религиозных объединений Филиппинских островов, включая традиционное и нетрадиционное католичество, различные секты протестантского толка. Интересовался Алфей в том числе и масонством. Сам он родился в семье священника Независимой Филиппинской католической церкви и вплоть до принятия Православия  также был священником этой церкви. Независимая католическая церковь по имени основателя – Григорио Аглипая – называется в простонародье аглипайской. История ее возникновения связана с колониальной политикой испанцев, поработивших Филиппины около 300 лет назад и принесших на острова католичество. Со временем  в католической церкви Филиппин появились священники из числа коренных жителей островов, имевшие одинаковое с испанскими клириками образование и рукоположение, но ограниченные в правах по сравнению с европейцами. Например, филиппинские священники не могли становиться настоятелями, занимать любые церковные должности.

Такое положение дел вызывало недовольство. И в 1902 г. священник Григорио Аглипай, порвав с римо-католической церковью, провозгласил себя «епископом», возглавив Независимую католическую филиппинскую церковь. Согласно статистике, в настоящее время количество верующих аглипайцев составляет более двух миллионов человек. Эта церковь не подчиняется Римскому папе, причудливо сочетая в себе католические и протестантские элементы богослужения и традиции. На данный момент Независимая католическая филиппинская церковь внутри себя разделяется на несколько фактически самостоятельных ветвей, во главе которых стоят епископы.

Одну из таких ветвей, насчитывающую 28 приходов (в некоторых из этих приходов количество прихожан достигает нескольких тысяч), наша группа посещала с 20 по 17 июля 2014 года.

Путь на острова в Тихом океане

Про миссию на Филиппинах я узнал от отца Станислава Распутина – главы миссионерского отдела Карельской епархии. Мы приезжали с нашим молодёжным миссионерским центром «Атриум» в Петрозаводск для участия в праздничных мероприятиях по случаю Масленицы на берегу Онежского озера. По пути  мы разговорились с о. Станиславом, он рассказал о своем миссионерском путешествии в Индию, во время которого присоединил к Православной Церкви несколько десятков англикан. Особенно запомнился рассказ о том, как одному брахману (высшая каста) явился Сам Христос и сказал креститься в Православии, что он и сделал со всей своей семьёй, вопреки всем обстоятельствам и даже угрозам. Плавно продолжая рассказ об Индии и вселенской миссии, отец Станислав сказал, что в конце весны он должен отправиться на Филиппины.

Честно говоря, раньше я даже не представлял, что это за страна, зная о Филиппинах лишь несколько немного диких для европейцев фактов. Например, то, что операции там делают без мединструментов, руками, или что местные римо-католики в Страстную Пятницу в действительности прибивают себя к деревянному кресту, дабы в полной мере испытать страдания Спасителя. Несмотря на всё это, я сразу же попросил отца Станислава взять меня с собой в эту миссию. Через некоторое время он позвонил и сказал, что получил благословение от архиепископа Егорьевского Марка на то, чтобы два человека участвовали в миссии на Филиппинах. Так вместе с моим другом, американцем Тимофеем Винегаром, выпускником факультета иностранных студентов Санкт-Петербургской православной духовной академии 2013 года, а ныне студентом Свято-Тихоновской духовной семинарии в Америке, мы отправились навстречу миссионерским приключениям.

Филиппинский дневник

21.06.14.
Первые впечатления

Мы прилетели в аэропорт города Генерал Сантос острова Минданао. Этот остров – один из самых больших в архипелаге, который состоит из   более чем семи тысяч островов. На нём проживает около 25 миллионов человек из 100 миллионов жителей Филиппин.

Нас встретил аглипайский «епископ» Эстибан со своей женой на традиционно филиппинской машине «Джипни». Это транспорт наподобие джипа, но с очень низкой крышей. Причина такой особенности – крошечный  рост самих местных жителей,  мы, европейцы, для них как гулливеры да ещё и с белой кожей. Кстати, из-за цвета кожи многие дети кричали нам вслед «американо» – в течении нескольких десятилетий острова были американской колонией и присутствие Соединенных Штатов актуально до сих пор. Но когда я говорил, что я русский, они этому очень удивлялись.

Нас привезли в квартиру, где были отец Георгий Максимов и отец Станислав Распутин с семьёй. Оказывается, батюшки уже успели переболеть тропической лихорадкой. Но к нашему приезду все чувствовали себя нормально, отец Георгий продолжал объезд приходов. В эту субботу мы также присоединились к нему, посетив два храма вместе. Поразил вид аглипайских церквей – это обыкновенные здания с очень тонкими стенами, открытые всем ветрам. Внутри есть сиденья, а алтарь не отделяется иконостасом. Впечатлило большое количество детей в храмах. При посещении мы не оставили их без внимания, подарив маленьким прихожанам ручки и тетради. Перед выступлением отца Георгия мы провели небольшой концерт, немного рассказывали о песнопениях Православной Церкви. После обзорной лекции по истории Православия и ответов на вопросы, мы продолжили наш концерт.

22.06.14.
Вперед!

Сегодня воскресение, но, к сожалению, Литургии не будет, поскольку отец Станислав ещё до конца не восстановился после лихорадки.

Мы продолжаем объезжать приходы. Сегодня посетили большую аглипайскую церковь святого Иосифа (Тантаган, Южный Котабато), настоятель в которой – «епископ» Рингорн. Приход этого храма составляет несколько тысяч человек. На встречу с миссионерской группой пришло около 300 человек. Как обычно, мы спели богослужебные песнопения и объяснили их богословское значение и место в богослужении Православной Церкви. Филиппинцам очень нравятся песнопения разных распевов: русского, греческого, сербского, абхазского. Некоторые из слушателей просили дословный перевод, который мы предоставляли.

Второй и третий приходы значительно меньше – в них примерно по  200 человек в каждом. Дорога от одного прихода до другого обычно занимала несколько часов.

23.06.14.
Обучение аглипайских священнослужителей

Сегодня мы участвовали в семинаре для священнослужителей аглипайской церкви. Среди участников – 2 «епископа», 7 «священников» и 5 «диаконов». Семинар прошел в три отделения. На первом выступал отец Станислав, рассказывая о структуре православного храма, о богословском значении каждой части храма и о преемстве между новозаветными православными храмами и ветхозаветным храмом Соломона. Отец Георгий заметил, аглипайские церкви будет очень легко обустроить по-православному.

Во второй части семинара мы рассказали о последовательности и духовном смысле Обедницы, которую теперь аглипайцы могут совершать. Проведение на приходах такой формы богослужения покажет серьёзность намерения перехода аглипайцев в Православие, поскольку Обедница – сокращённый вариант Литургии, о чём мы также говорили.

В третьей части семинара отец Георгий Максимов рассказывал о некоторых догматических расхождениях католического и протестантского  вероучения с православным, Говорили о разнице в истолковании Священного Писания, непогрешимости римского папы, о filioque, почитании святых и мощей.

24.06.14.
Престольный праздник в честь Святого пророка и Предтечи Иоанна в местечке Ладол

Приход в местечке Ладол, в 20-ти минутах езды на машине от города Генерал Сантос, сегодня отмечал престольный праздник.  Накануне вечером мы провели генеральную подготовку к праздничному богослужению,  пропев всю Литургию, переведённую Алфеем на себуано. Песнопения Литургии звучали на русском, английском и филиппинских языках: себуано и тагалок. Во время спевки мы выяснили, что родственники Алфея, крещённые в Православии, знают некоторые мелодии и уже пели Литургию. Между прочим, филиппинцы очень певучий народ, и они смогут прекрасно исполнять богослужебные песнопения.

Небольшой казус вышел с исполнением Херувимской песни: мы решили пропеть ее сербским напевом с исоном. Однако после того, как мы запели, филиппинцы начали смеяться и отказываться петь, поскольку звучавшая мелодия очень напоминала им пение мусульман. Они думали, что это некая калька с их мелодий. Но удивлению их не было предела, когда они узнали, что на самом деле всё наоборот: мусульмане не изобретали ничего нового, а лишь только заимствовали у христиан и богослужебные напевы, храмовую архитектуру. Филиппинцы облегченно вздохнули и, набрав горячего влажного воздуха, запели снова. Глядя на их лица, мы с радостью отмечали их большой и искренней интерес к православной богослужебной культуре, готовность теснее познакомиться с ней.

В сам день праздника богослужение съехалось около 500 человек. Хотя в аглипайских церквях прихожане во время службы обычно сидят, сегодня всю Литургию филиппинцы стояли. На службе присутствовало более двадцати клириков аглипайской церкви, в том числе «епископ» Эстебан. У всех был текст Литургии на себуано и они внимательно следили за службой.

После Литургии отец Станислав произнёс проповедь, посвящённую величайшему из пророков Иоанну Крестителю, другу Небесного Жениха. Все приложились ко кресту и взяли части просфоры.

Празднование продолжилось торжественной трапезой. На столах – в основном местные фрукты: папаи, бананы, помело, арбузы и дурианы, а также традиционные для филиппинцев рис и рыба.

Когда после окончания торжеств гости начали разъезжаться, мы местные дети постоянно пытались обливать автомобили  водой из вёдер, в том числе и наш, и обкидывать их наполненными водой шариками. Как оказалось, это – местная традиция, связанная с праздником святого Иоанна Крестителя.

28.06.14.
Семинар для певцов

После отъезда о. Георгия и о. Станислава мы остаемся в Ладоле и самостоятельно  проводим семинар для певцов. Их собралось 37 человек с 9 приходов, в том числе с отдалённых. За два дня (первый с 9.00 до 18.00; второй – с 8.00 до 16.30) мы осваиваем песнопения Обедницы. Каждое песнопение требовало длительного повторения. В процессе обучения мы разделялись сначала на группы по 3 человека, а потом по приходам.  В конце второго дня мы вместе спели Обедницу. Получилось очень хорошо и все остались довольны.

Кроме того, мы рассказали о символическом значении песнопений Обедницы, Литургии, об истории православного церковного пения, о символизме антифонного пения, о 8 гласах и их происхождении. Занимались с филиппинцами сольфеджио, рассказывая об элементарной музыкальной теории, составили из участников многоголосный хор.  Филиппинцы очень быстро учатся петь в хоре, но нот не знают. Что касается особенностей восприятия филиппинцами музыки, то они плохо воспринимают минорные песнопения (молитва Царю Небесный разучивалась два дня с перерывами, в то время как мажорные: «Достойно Есть» на 8 глас и антифоны на 1 глас были разучены достаточно быстро). Также интересно отметить, что музыкальное образование на Филиппинах отличается дороговизной.

30.06.14.
Рамадан и угрозы взрывов

Посетили три прихода (святого Исидора в Салкиете, святого Иосифа в Поблацион-ен-Камба, Иконы Богоматери Мира и Доброго Плавания в Кайупо ).

Все были нам рады, задавали вопросы. Один из вопросов, неоднократно повторившийся, был о цвете подрясников: «Почему они чёрные и насколько это принципиально в Православии?». Оказывается что чёрный цвет подрясников, как и минорные песнопения, тяжело воспринимается филиппинцами, хотя они любят униформу и хотят разработать особые одежды для певцов.

С особой радостью христиане-аглипайцы нас встречали в районе, преимущественно  заселенном мусульманами. Наш приезд пришелся на первый день Рамадана, по телевизору исламисты-радикалы вполне официально заявляли об угрозе взрывов. Алфей и «епископ» Эстибан нас предупредили, что нам ни в коем случае нельзя оставаться здесь на ночлег: их родственники-мусульмане сообщили, что за православными миссионерами особо пристально следят, и в наш адрес уже прозвучали конкретные угрозы.

05.07.14.
Иконы

Посетили два прихода: святого Исидора (Китакал) и святого Викентия (Х.П. Лаурель). На первом было 45 человек, на втором – 60 человек.  Везде было очень много детей, они также участвовали в исполнении песнопений.

Аглипайских церквей мы видим много православных икон, подаренных миссионерами. Это также свидетельствует о серьёзности намерения англипайцев принять Православие.

06.07.14.
Епископ Рингорн

Сегодня посетили три прихода: святого Иоанна (Ламбанг, Султан-Кударат), святого Иосифа (Тантанган, Южный Котабато), Гурской иконы Божией Матери (Поломолок, Южный Котабато). Два из них говорят на тагалоге – государственном языке Филиппин. Провести с местными занятия по изучению Обедницы оказалось непросто:  текст богослужения не переведен на тагалог, только на себуано.

После занятий пением мы, как обычно, попросили задать нам любые вопросы о Православной Церкви. На первых двух тагалокоговорящих приходах аглипайцы интересовались причиной схожести православной Литургии с католической мессой, а также им было любопытно узнать, читают ли в Православной Церкви на богослужениях и вне их Священное Писание. Кроме того, прихожане очень просили книги о Православии на тагалоге.

Интересно поговорили с «епископом» Рингорном, окормляющим тагальские приходы. Оказывается на Филиппинах не ставятся вопросы, связанные с финансированием церкви, поскольку все «священники» и «епископы» работают на светских работах. Нам было очень отрадно услашать слова «епископа» о том, что в настоящее время он знает только одного человека, который не собирается переходить в Православие, – остальные же ждут этого. По его собственному выражению, он и его паства находились во тьме и что они, достаточно узнав о Православии, поняли, что аглипайство – совершенное заблуждение.

Последний себуаноговорящий приход был достаточно бедным. Он расположен недалеко от завода, на котором производят консервы из ананасов. Эти консервы идут на экспорт по всему миру. Проблема прихода в том, что практически все прихожане работают на заводе в две смены без выходных весь месяц: 15 дней днём, 15 – ночью. Таким образом, на богослужениях в воскресный день нет то одной части прихода, то другой.

На занятия пришли всего 15 человек, но пели очень дружно, быстро осваивая мелодии. Перед нашим выступлением Алфей включил на компьютере видеозапись с православноым богослужением, которое с помощью проектора транслировалось для прихожан на стену. Каково же было моё удивление, когда я понял, что это Литургия в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга, которую возглавлял  владыка Амвросий.

 07.07.14.
Церковь из бамбука

Посетили два прихода – святого Исидора (Новая Энгана, Султан-Кударат), святого Викентия (Длатилия, Сулатн-Кударат).

На втором приходе, крайне бедном и маленьком (деревенская церковь построена из бамбука), нам задавали интересные вопросы. Почему католики не причащают детей до 7 лет, с какого возраста можно будет причащать детей в Православной Церкви, а также о сути filioque.

08.07.14.
Горы Аракана

Сегодня приехали в Аракан: на приход иконы Божией Матери «Неустанная Помощь», в который входит 25 человек. Поднимались в горы около 6-7 часов. Пригласили только певчих и несколько детей, которые тоже пели. Как только мы приготовились к выступлению в церкви, резко отключили свет. . Около часа сначала мы пели с прихожанами при свечах. Всем очень понравились занятия.

Интересно было отметить, что аглипайцы задают мало вопросов и в основном они касаются практической стороны, например о цвете подрясника, о том, как собирать деньги для священнослужителей, о женской одежде в Православной Церкви. Алфей объяснил нам, что на самом деле люди не стесняются задавать вопросы, однако все наиболее важные моменты были выяснены во время первых миссионерских объездов. Насколько это возможно люди выяснили смысл Православия и теперь просто готовятся к переходу. Поэтому вопросы и носят больше практический характер.

09.07.14.
Один священник на двенадцать приходов

Посетили два прихода, находящихся по разные стороны от Аракана:  святого Викентия Феррер, (Макалангот, Аракан, Котабато) и Санто Нино (Аракан, Котабато). Продолжительное время ехали по горам, но машина не подвела.

На все 12 приходов Аракана приходится всего один «священник». Таким образом, один раз в месяц он посещает по три прихода, разъезжая по горам на мотоцикле. Кстати сказать, что горные дороги на Филиппинах очень узкие и в сезон дождей особенно опасны.

11.07.14.
И снова в горы, пешком

Сегодня посетили приход святого Иосифа (Напанлахан, Аракан, Котабаото). Необходимо было идти пешком в горы. Песнопения Обедницы пропели легко – к нашему удивлению местные прихожане знали многие распевы, поскольку некоторые из них были на семинаре в Ладоле и научили остальных.

После занятий мы, как обычно, провели концерт «Традиция Православного пения от первых веков христианства до наших дней», представив традиции византийского, болгарского, сербского, абхазского, знаменного, русского распевов с рассказом о каждой традиции и о времени появления христианства в этих странах.

Вопросы на этом приходе носили богословский характер, мы долго обсуждали: почему православные почитают особенно воскресение, а не субботу? Оказалось, что этот вопрос был связан с активностью в этом регионе Адвентистов седьмого дня. Прихожане интересовались: является ли грехом работать в субботу или воскресенье?

12.07.09.
Интервью с «епископом» Эстибаном

Сегодня было интервью с «епископом» Эстибаном. Он отметил, что Алфей очень хорошо потрудился в деле проповеди аглипайцам. Став православным, Алфей смело входил на аглипайские собрания и говорил о том, что Истина может быть только одна и она – в Православной Церкви. Именно Алфей пригласил священника Кирилла с Тайвани, благодаря чему многие аглипайские клирики и прихожане узнали о православной вере. «Теперь – отметил Эстибан, – у нас не осталось никаких сомнений в истинности Православия».

15.07.09. – 16.07.09.
Семинар в Давао

Нас попросили провести семинар для певцов в городе Давао. Собралось более 50 человек. Мы разучивали песнопения Обедницы, рассказывая о смысле православных богослужений, а на второй день вместе пропели всю Обедницу. Певчие, участвовавшие в семинаре, относятся к другой ветви аглипайской церкви, включающей 24 прихода. Здесь, как и на приходах «епископа» Эстибана, достаточно много искренних людей, заинтересованных православной верой. Также мы объехали 4 прихода, расположенныхна достаточно большом расстоянии друг от друга.

Последний день. Манила

Ожидая рейса в Дубай, мы имели возможность поближе познакомиться со столицей  Филиппин – Манилой. Это один из крупнейших городов мира – здесь проживает около 20 миллионов человек. Незадолго до нашего отлета по Маниле прошелся тайфун, многие рейсы были отменены. Но наше ожидание, слава Богу, продлилось только ночь.

Мы отправились в храм иконы Божией Матери Неустанной Помощи (Страстная). Эта чудотворная православная икона известна с XIV в. В Манилу она была привезена монахами конгрегации Святейшего Искупителя в начале XX века. Всю ночь мы наблюдали, как люди приходили помолиться перед иконой, некоторые из них, более ревностные, по католической традиции проползали на коленях через весь храм. Меня удивило то, что я не увидел в храме ни одной католической иконы. Зато в алтаре стояла «Троица» Рублёва, икона Смоленской Божией Матери «Одигитрия», а также православное Распятие.

После посещения храма мы отправились в аэропорт. Регистрация, пункты контроля, посадка… Оказавшись в удобном кресле лайнера, с благодарностью Богу вспоминаешь и заново переживаешь недавние события, размышляя о проделанной работе, и сильнейшая усталость становится неимоверно приятной.

Объявлен набор миссионеров на острова в Тихом океане

В настоящее время попасть на филиппинские острова в Тихом Океане не составляет большого труда. Из документов необходим только загранпаспорт. С недавнего времени объявлен набор миссионеров на острова. Патриаршее подворье Русской Православной Церкви храм Христа Спасителя в Тайбэе на сайте http://orthodoxchurch.com.tw разместило об этом соответствующую информацию.

Другие сайты также представляют эту информацию для всех желающих!

Алексей Сергеев

P.S. Свидетельство о Христе перед лицом всех народов является делом, порученным Самим Христом каждому православному христианину. И отозваться на этот призыв Христа является обязанностью каждого из нас. Сейчас Господь создал крайне благоприятные условия для такого свидетельства на Филиппинах, где десятки тысяч людей пожелали принять Православие. Относительно подробных обстоятельств и задач миссии, просим обращаться по электронной почте или телефону.

Молодые люди и девушки, желающие принять участие в миссии на Филиппинах, должны иметь желание ревностно и жертвенно служить Церкви, быть глубоко верующими людьми, преданными традициям Русской Православной Церкви и обладать высокими нравственными качествами.

Миссионер должен быть готов ехать на 2 месяца и более. Знание английского и опыт миссионерской работы приветствуются, но не являются обязательными. Необходима рекомендация духовника, приходского священника или архиерея.

Возможность поездки с супругом может рассматриваться в случае возможности миссионерствовать обоими супругами. Проживание миссионерам предоставляется.

Кроме миссионеров миссии на Филиппинах необходима всесторонняя помощь, включая помощь в интернет-миссии.

По всем вопросам связанным миссионерством или помощью миссии на Филиппинах, а также по вопросам, связанным с финансовой и технической частью, просьба обращаться к настоятелю Подворья иерею Кириллу по электронной почте на адрес integralo@rogers.com и по телефону +886 979-122000.

Журнал «НЕвский БОгослов» №14



© НЕБО 2014-2016. Все права защищены. При копировании материалов ссылка на сайт http://nebo-journal.com/ обязательна.