Altra vita

Altra vita

Бенедиктинцы являются одной из древнейших форм монашества на Христианском Западе. Основателем западного монашества традиционно считается прп. Бенедикт (Венедикт) Нурсийский (ок. 480–547 гг.), составивший общежительный устав на основе западной и восточной аскетических традиций (творения прп. Пахомия Великого, свт. Василия Великого, прп. Иоанна Кассиана Римлянина, блж. Августина, анонимный монашеский устав «Правила учителя»)[1]. Прп. Бенедикт основал к югу от Рима монастырь Монте-Кассино, насельники которого способствовали распространению Устава прп. Бенедикта по всей Европе. На протяжении Средневековья из среды бенедиктинцев образовывались независимые монашеские ордена — цистерианцы, доминиканцы, францисканцы и др. Только в 1893 г. папа Римский Лев XIII объединил все бенедиктинские монастыри в одну конфедерацию и присвоил ей наименование «ордена»[2]. Монахи-бенедиктинцы внесли большой вклад в европейскую историю культуры и общества. В настоящее время монашеские общины продолжают деятельность в различных областях науки и культуры, занимаясь изучением литературы, музыки, архитектуры, живописи, активной миссией в странах Африки и Азии.

Настоящая статья посвящена истории и описанию повседневной жизни одной из таких бенедиктинских общин, подвизающейся в Северной Италии. Данная тема обусловлена с одной стороны тем, что мы православные христиане, живущие в России, мало знакомы с традицией западного монашества, основанного на древнем наследии прп. Бенедикта Нурсийского. С другой стороны, имея представление о современном быте русских православных монахов, автору было интересно сравнить его с бытом монахов-католиков. Поскольку статья имеет практический характер, то вопросы догматического содержания здесь рассматриваться не будут.

История общины

История общины во Имя Пресвятой Троицы начинается в древнем аббатстве Успения Пресвятой Богородицы в Пралье[3] (регион Венето, провинция Падуи). В 1989 году было принято решение о создании нового бенедиктинского монастыря на территории епархии Милана. С этой целью была организована группа из десяти монахов аббатства, которые были направлены к архиепископу Милана кардиналу Карло Мария Мартини. Прежде чем найти постоянное место для проживания, община в течение 12 лет (1993–2005 гг.) арендовала монастырь Святого Иоанна Крестителя в Вертемате (регион Ломбардия, провинция Комо)[4], находящийся в частной собственности. Высокая арендная плата, ограниченные доходы и невозможность принимать паломников заставили общину начать поиски другого места для монашеской жизни.

В 2002 году в 12-ти км от итальянского города Луино (регион Ломбардия, провинция Варезе) в коммуне Думенца было приобретено место для создания собственного монастыря. В 2005 году община окончательно переехала на обустроенную территорию. 11 апреля 2006 кардинал Диониджи Теттаманци, следующий после кардинала Мартини архиепископ Милана освятил новый бенедиктинский монастырь.

Местоположение и монастырский комплекс

Монастырский комплекс расположен на высоте 1000 метров в Альпийских горах недалеко от вершины Монте Лема вблизи швейцарской границы. В связи с таким расположением безусловными достоинствами этого места являются тишина, чистый воздух и первозданная природа. Кроме монастыря в этом горном районе есть несколько домиков местных жителей и небольшая туристическая гостиница, откуда открывается замечательный вид на лежащие внизу поселения и Лаго Маджоре, второе по величине озеро в Италии. Проект монастырского комплекса включает в себя базилику, основной корпус, домики для гостей, место для палаточного лагеря и место для прогулки. В настоящее время полностью оборудован основной корпус, домики для гостей, место для палаточного лагеря и место для прогулки. Основной четырехэтажный корпус имеет квадратную форму с внутренним двориком в центре. В подземном уровне здания находится гараж для автомобилей и хозяйственной техники. На первом этаже располагается монастырская церковь, вмещающая до 60 человек, трапезная, кухня и склад, реставрационная мастерская, зал заседаний капитула[5]. Второй этаж предназначен для гостей. Здесь — прихожая, гостевые комнаты, лекционный зал, небольшие комнаты для личной беседы со священником, зал для отдыха. Также на этом этаже находится монастырская библиотека с читальным залом и иконописная мастерская. На третьем этаже живут монахи, расположены административные помещения и комната отдыха для монахов. Комнаты четвертого этажа отведены для гостей, пребывающих в монастыре длительное время. Помимо основного здания на монастырской территории построены два летних двухэтажных домика для гостей, приезжающих большими группами. Как правило, это школьники или студенты, приезжающие в монастырь, чтобы познакомиться с монашеской жизнью. Каждый домик имеет несколько спальных комнат и небольшую кухню.

Братия

В настоящее время община бенедиктинцев, проживающая в монастыре Думенцы, насчитывает десять человек, двое из которых имеют священный сан. Монашество — очень ответственный жизненный шаг, поэтому среди братии нет слишком молодых людей. Самому младшему монаху чуть больше 30-ти лет. На время богослужений монахи надевают белую одежду с широкими рукавами, напоминающую привычную нам рясу, но с капюшоном. Повседневной же одеждой монаха-бенедиктинца является черный подрясник с капюшоном или его укороченный вариант — специально пошитые синие или черные рубашки также с капюшоном. Таким образом монашествующие даже в повседневной обстановке никогда не забывают о своем образе жизни. Католические монахи должны быть обязательно коротко стрижены. По желанию и с дозволения настоятеля могу носить аккуратно подстриженную бороду.

Молитва

Молитва занимает центральное место в жизни любого христианина. Следуя призыву ап. Павла о необходимости непрестанно молиться (1 Фес. 5:17), каждый обязан уделять время на молитву несколько раз в сутки. Помимо личной молитвы, существует также молитва общественная. Миланская епархия, на территории которой располагается монастырь, придерживается т. н. Амвросианского обряда, начало которого восходит к епископству свт. Амвросия Медиоланского. Но поскольку монахи принадлежат к Ордену Бенедиктинцев, то все богослужения традиционно у них совершаются по Римскому обряду.

Как и у восточных христиан в Католической Церкви существует суточный круг богослужения, молитвословия которого представлены в книге под названием «Литургия Часов». Кроме того, обязанность ежедневного исполнения Литургии Часов согласно каноническому праву Римо-Католической Церкви возлагается на каждого клирика и монаха[6]. Часть литургических текстов читается, остальные исполняются братией антифонно или респонсорно. Антифонное пение предполагает исполнение псалма или канта несколькими хорами, поэтому монахи в пресвитерии[7] делятся на две части, располагаясь справа и слева от алтаря[8] друг напротив друга. В респонсорном пении попеременно участвуют солист и хор.

Почти все службы суточного круга имеют похожую схему:

  1. вступление;
  2. пение 2-х псалмов и ветхозаветного или новозаветного гимна с антифонами;
  3. чтение из Св. Писания с стихом из псалма;
  4. песнь из Нового Завета[9] с антифоном;
  5. краткие моления о мире, Церкви, живых и усопших;
  6. пение молитвы «Отче наш»;
  7. заключительная молитва;
  8. отпуст.

Для монахов предусмотрен особый распорядок дня, в основе которого лежит древний устав прп. Бенедикта. О начале и завершении молитвы, послушания или трапезы всегда предупреждает колокол (сейчас почти все храмы и монастыри Италии имеют автоматическую электронную систему колокольного звона). Шесть раз в неделю день для бенедиктинца начинается в пять утра, а по воскресеньям и великим праздникам в половине седьмого.

В 5:30 в монастырской церкви начинается Служба чтений, по времени совершения соответствующая православной полунощнице. Отметим здесь, что священники (даже предстоятель) не облачаются на время богослужений суточного круга. По окончании Службы чтений, в монастырской трапезной бывает легкий завтрак. Между завтраком и следующей службой отведено около получаса для личной молитвы.

В семь часов утра монахи снова собираются в храме для совершения Утрени. Центральным моментом Утрени является чтение отрывка из Евангелия для текущего дня. Этот евангельский отрывок читается трижды в день — на Утрени, Св. Мессе и Вечерне. После богослужения вновь бывает время тишины и личной молитвы.

По будням в 8:30 начинается Святая Месса, которая, конечно же, не является частью Литургии Часов, т. е. суточного круга, и потому может совершаться не только утром, но и вечером. Обычно на монастырских богослужениях кроме монахов присутствуют только гости, которые остановились здесь на ночлег. Но в воскресенья и праздники на Мессу, которая начинается в 10:00, съезжаются местные жители из окрестных городков. Мессу возглавляет один из монастырских священников. Он облачен в альбу (подризник или стихарь), пояс, столу (епитрахиль) и казулу (фелонь). Сослужащее духовенство может быть одето только в альбу и столу. Только лишь в дни великих праздников все служащие священники имеют полное облачение.

Как правило, Месса совершается только священниками без диакона. В монастыре это обусловлено тем, что среди братьев нет монаха в сане диакона. Стоит отметить, что наличие диакона за богослужением — явление нечастое. Диакон, скорее, атрибут торжественной или епископской службы. Обязанности диакона за богослужением слишком малы, так что чисто практически вполне возможно обойтись и без него. И все же автору статьи представилась возможность видеть порядок действий диакона на Мессе, когда один из гостей, брат-капуцин[10] в диаконском сане, участвовал в Мессе.

Этот порядок следующий:

  1. входит в храм вместе с предстоятелем (сослужащий священник ждет уже в
  2. пресвитерии)
  3. берет благословение у пресвитера на чтение Евангелия, преподает мир, совершает каждение Евангелия и читает Его,
  4. готовит вино (сам вливает воду в потир) и хлеб на алтаре перед Евхаристической молитвой, после чего совершает каждение предстоятеля и молящихся,
  5. возносит чашу (священник — патену[11] с гостиями[12]) в конце евхаристической молитвы,
  6. призывает приветствовать друг друга после молитвы «Отче наш»,
  7. причащается сразу после священников,
  8. преподает чашу народу,
  9. в конце мессы произносит: «Месса окончена, идите в мире»,
  10. уходит из храма вместе с предстоятелем (сослужащий священник остается в пресвитерии).

По пятницам Великого Поста, согласно монастырскому уставу, служить Мессу не положено, поэтому она заменяется пением Третьего Часа. В 12:15 монахи собираются на Шестой Час, сразу после которого в трапезной начинается обед. После обеда отводится некоторое время для отдыха. В 14:45 по будням Великого Поста и Адвента[13] в церкви бывает Девятый Час, в остальные дни это служба вычитывается келейно.

Когда трудовой день окончен, в 17:45 монахи вновь собираются в храме для совместной молитвы в тишине, а в 18:00 совершается Вечерня, после которой бывает отдых и ужин. Особенностью вечерни является момент, в который каждый из монахов или паломников, присутствующих за богослужением, может произнести вслух свою личную краткую молитву о живых или усопших, о событиях, происходящих в мире или о чем-либо другом. Таким образом, все предстоящие могут поучаствовать в молитве другого человека.

В 21:00 община собирается в церкви на последнюю службу уходящего дня — Повечерие. Накануне воскресений и праздников вместо Повечерия с 22:00 до 23:00 монахи служат Вигилию, соответствующую православному Всенощному бдению.

Кроме этого, в монастыре существует интересные неримские богослужебные особенности, заимствованные из других литургических традиций. Так, например, в течение всей Святой Четыредесятницы по окончании Вечерни монахи коленопреклоненно читают молитву прп. Ефрема Сирина, а по средам четырех первых седмиц служат сокращенное Повечерие по византийскому обряду с пением Великого Канона прп. Андрея Критского. В понедельник Пасхальной седмицы вместо Шестого Часа совершается особый богослужебный чин — «Беседа благоразумного разбойника с Херувимом», происходящая из сирийской восточной традиции. Чинопоследование представляет собой диалог между двумя монахами, один из которых изображает херувима — стража врат Царства Небесного, а другой символизирует разбойника, исповедавшего перед смертью Иисуса Христа. Диалог перемежается пением хора. «Херувим» не пускает в Рай «разбойника» до тех пор, пока последний в качестве доказательства своей правоты не показывает Крест — орудие спасения всех людей.

Трапеза

Монастырская трапезная представляет собой просторное помещение. Обеденные столы расставлены так, что образуют собой букву «П». За центральным столом сидит монастырское начальство — приор, его заместитель и старейший монах, за столами справа и слева располагаются монахи и гости раздельно. Гостей, какими бы они не были по социальному статусу, согласно традициям гостеприимства усаживают на самые почетные места. Так, например, в аббатстве Пральи автора статьи пригласили разделить трапезу за главным столом с господином аббатом. Умеренная и скромная трапеза бывает три раза в день. И хотя современный пост в Католической Церкви не предусматривает обязательного воздержания от вкушения мясной, молочной или рыбной пищи, все же в монастыре существуют дни, когда пост в той или иной форме все-таки есть. По средам и пятницам не вкушают мясную пищу, по средам Великого Поста предусмотрен легкий ужин — чай и хлеб с сыром, а по пятницам ужин и вовсе отменяется. Вино в постные дни к столу не подается. Посещение завтрака осуществляется свободно между Службой чтений и Утреней. Это, как правило, кофе или чай с печеньем или булочками. Посуду после утреней трапезы принято убирать за собой каждому. Было удивительно видеть, как почтенный священник или епископ моет за собой грязную посуду, но для итальянцев это вполне нормально. После Шестого Часа — обед, во время которого бывает чтение, состоящее из трех частей: Ветхий Завет, газетные или журнальные статьи, глава из Устава монастыря. Во время ужина в будние дни читают книгу богословского содержания, а по воскресеньям вместо чтения за вечерней трапезой слушают классическую или духовную музыку. В праздничные дни после краткого чтения разрешается поговорить друг с другом за трапезой. Пищу здесь готовят монахи вкусно и по-домашнему. Начинается и завершается трапеза по звону колокольчика. Перед едой старший на трапезе произносит молитву (свою на каждый день года), а по окончании «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу», на что все остальные отвечают «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Труд

В бенедиктинском монастыре Пресвятой Троицы в Думенце, как и в любом монастыре, большое внимание уделяется послушаниям. Каждый монах шесть часов в день — три часа до обеда и три после, занимается посильной работой. Одни работают в реставрационной мастерской, другие на кухне, третьи в саду. Вообще, у общины довольно большое разнообразие работ. Ежедневно монахи-повара Ильдефонсо и Джованни заняты приготовлением пищи на кухне. Однако после трапезы вся братия участвует в уборке посуды. И послушник, и игумен вместе убирают со стола, моют и вытирают посуду. Как было указано выше, трапеза сопровождается чтением назидательной литературы. В этом послушании монашествующие также придерживаются принципа равенства, поэтому всякий брат, обладающий хорошей дикцией, может читать за трапезой. Брат Лино, крепкого телосложения, руководит хозяйственной работой в монастыре, но и ему по мере сил помогают остальные насельники. Монахи Андреа и Пино во главе с братом Николой, который уже более 50-ти лет на монашеском пути, трудятся в реставрационной мастерской — реставрируют и переплетают манускрипты, старинные и современные книги. Опыт реставрации книг был перенят монахами из аббатства в Пралье. Автору статьи представилась возможность в течение трех месяцев обучатся основам книжного дела. Брат Роберто несколько лет интересуется Православием и традицией русской иконографии. Теперь он сам занимается иконописью, делая иконы для своей общины и частных лиц.

Ежегодно братия принимает в обители паломников. Как правило, паломники стремятся увидеть какие-либо христианские святыни — чудотворные иконы, мощи святых или другие реликвии. Всего этого «типичный» паломник здесь не найдет. В это уединенное место люди приезжают для молитвы, духовного созерцания и утешения. Кроме этого братия часто предлагает паломникам лекции и семинары на темы Священного Писания, аскетики, церковной истории, патрологии, иконографии, устраивает просмотры кинофильмов для последующего обсуждения. Пожертвования, получаемые от написания икон, реставрации книг и гостеприимства — основная форма дохода для поддержании общинной жизни. Периодически монахи посещают краткосрочные или длительные курсы духовных упражнений, научные конференции и лектории.

Каждую пятницу один из братьев проводит лекцию на тему грядущего воскресного Евангельского чтения. А в свободное от послушаний время, некоторые из братий пишут статьи и монографии в самых разных областях христианской истории и богословия. Библиотекарь отец Адальберто — автор многочисленных работ по патристике, аскетике и агиографии[14], приор монастыря Лука занимается библеистикой[15], а иконописец Роберто написал историческую монографию о монастыре в Вертемате[16].

Отдых

Согласно Уставу прп. Бенедикта, монахам следует иметь умеренность во всем, как в богослужении, так и в работе, поэтому некоторое время может отводиться и для отдыха. Несколько раз в день бывает время тишины, небольшого отдыха и личной молитвы. Ежедневно после ужина, кроме постных дней и кануна праздников, братия и гости собираются вместе на общую беседу. Как правило, беседа носит свободный характер. Могут обсуждаться самые разные темы начиная с обсуждения интересной книги и заканчивая политикой итальянского правительства. По возможности для монахов устраиваются различные паломнические поездки по святым местам Италии, а также зарубеж — в страны Европы, в Святую Землю и даже в Россию.

Несколько слов в заключение

Altra Viva — в переводе с итальянского означает «другая жизнь». Для православных мирян из России, к которым обращен рассказ о повседневной жизни бенедиктинцев, быт монашеской общины поистине altra Viva. Другая жизнь — размеренная, наполненная молитвой и созерцанием, далекая от мирской суеты. Но для нас она иная еще и благодаря особым традициям быта европейских католических монахов, отличающегося от привычного нам уклада русских православных монастырей.

Максим Юдаков

Журнал «НЕвский БОгослов» №12

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] См.: Турилов А.А., Зайцев Д.В., Венедикт Нурсийский // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 7. С. 584.

[2] См.: Усков Н.Ф., Чернов В.В., Бенедиктинцы // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 4. С. 611.

[3] Бенедиктинское аббатство Успения Пресвятой Богородицы в Пралье (Abbazia Benedettina Santa Maria Assunta di Praglia) было основано в ХI веке. Долгое время монастырь был центром сельского хозяйства в Падуе. На протяжении XIX века в связи с итальянскими войнами монастырь несколько раз закрывался. Окончательное возобновление монашеской жизни в обители началось в 1904 году. C 1951 года монастырь является одним из центров в области реставрации рукописей и редких книг (cм.: Tamburino G. Il Restauro del Libro dell’Abbazia di Praglia 1951–2001. Bresseo di Teolo, 2001; также см.: Carpanese C. Praglia // Dizionario degli istituti di perfezione. Roma, 1983. Vol. VII. P. 414–418).

[4] Аббатство Святого Иоанна Крестителя в Вертемате (Abbazia di San Giovanni di Vertemate) было основано в 1084 г. клюнийскими монахами. В эпоху Наполеоновских войн в Италии (1796–1797 гг.) обитель с прилегающими территориями стала частной собственностью, а монахи изгнаны из монастыря. Во второй половине XX века монастырь был восстановлен. (См.: Loi R. Il priorato Cluniacense di San Giovanni Battista di Vertemate. Como, 2011; также см.: Chierici S. La Lombardia // Italia Romanica. Milano, 1991. Vol. 1. P. 323.) С 1993 по 2005 год между монахами-бенедиктинцами и владельцами аббатства был заключен договор аренды. В настоящее монастырь закрыт и не используется.

[5] Капитул — собрание всех членов обители, принесших вечные обеты, с целью решения важных для данной общины вопросов (см.: Шишова Т. Капитул // Католическая энциклопедия. М., 2005. Т. 2. К. 785–788).

[6] См.: Павел VI, папа Римский. Конституция «О Священной Литургии». Гл. IV. Ст. 96 // Документы II Ватиканского Собора. М., 2004. С. 40.

[7] Пресвитерий — в западной христианской традиции алтарная часть храма (см.: Беляев Л. Пресвитерий // Католическая энциклопедия. М., 2007. Т. 3. К. 1756–1757).

[8] Алтарь — в данном случае евхаристический жертвенник, т. е. престол (см.: Беляев Л.А. Алтарь // Православная энциклопедия. М. 2001. Т. 2. С. 54–55).

[9] Для Утрени — Песнь священника Захарии (Лк. 1:68–79), для Вечерни — Песнь Богородицы (Лк. 1:46–55), для Повечерия — Песнь праведного Симеона (Лк. 2:29–32).

[10] Капуцины — монашеский орден, представляющий собой одну из трех ветвей Ордена францисканцев (см.: Спирито В., Баранов И. Капуцины // Католическая энциклопедия. М., 2005. Т. 2. К. 791–797).

[11] Патена — в западной христианской традиции один из евхаристических сосудов, представляющий собой блюдо. Соответствует православному дискосу (см.: Сахаров П. Патена // Католическая энциклопедия. М., 2007. Т. 3. К. 1342).

[12] Гостия — распространенное в западной традиции название евхаристических Даров (см.: Ткаченко А.А. Гостия // Православная энциклопедия. М. 2006. Т. 12. С. 185).

[13] Адвент — в западном богослужении период, предшествующий празднику Рождества Христова и являющийся временем подготовки к нему верующихю (см.: Никитин С.И. Адвент // Православная энциклопедия. М. 2000. Т. 1. С. 290–291).

[14] В числе них такие как: Piovano A. Santita e monacesimo in Russia. Milano, 1990.; Ibid. Ingordigia. Milano, 2011; Ibid. Lussuria. Milano, 2011; Ibid. Accidia. Milano, 2011; Ibid. Avarizia. Milano, 2012.

[15] Например, см.: Fallica L. Ospiti del Risorto. Milano, 2005; Ibid. Una cetra a quattro corde. Milano, 2004; Ibid. Vivere di una promessa. Milano, 2004.

[16] См.: Loi R. Il priorato Cluniacense di San Giovanni Battista di Vertemate. Como, 2011.

Список литературы

  1. Carpanese C. Praglia // Dizionario degli istituti di perfezione. Roma, Vol. VII. P. 414–418.
  2. Chierici S. La Lombardia // Italia Romanica. Milano, 1991. 1. P. 323.
  3. Fallica L. Una cetra a quattro corde. Milano,
  4. Fallica L. Vivere di una promessa. Milano,
  5. Fallica L. Ospiti del Risorto. Milano,
  6. Loi R. Il priorato Cluniacense di San Giovanni Battista di Vertemate. Como,
  7. Piovano A. Milano,2011.
  8. Piovano A. Milano,2011.
  9. Piovano A. Milano,2011.
  10. Piovano A. Milano,2012.
  11. Piovano A. Santita e monacesimo in Russia. Milano,
  12. Tamburino G. Il Restauro del Libro dell’Abbazia di Praglia 1951–2001. Bresseo di Teolo,
  13. Беляев Л.А. Алтарь // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 54–55.
  14. Беляев Л.А. Пресвитерий // Католическая энциклопедия. М., 2007. Т. 3. К. 1756–1757.
  15. Никитин С.И. Адвент // Православная энциклопедия. М.,  Т.1. С. 290–291.
  16. Павел VI, папа Римский. Конституция «О Священной Литургии» // Документы II Ватиканского Собора. М., 2004. С. 17–59.
  17. Сахаров П. Патена // Католическая энциклопедия. М., 2007. Т. 3. К. 1342.
  18. Спирито В., Баранов И. Капуцины // Католическая энциклопедия. М., 2005. Т. 2. К. 791–797.
  19. Ткаченко А.А. Гостия // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 12. С. 185.
  20. Турилов А.А., Зайцев Д.В., Венедикт Нурсийский // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 7. С. 584–592.
  21. Усков Н.Ф., Чернов В.В., Бенедиктинцы // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 4. С. 611–617.
  22. Шишова Т. Капитул // Католическая энциклопедия. М., 2005. Т. 2. К. 785–788.


© НЕБО 2014-2016. Все права защищены. При копировании материалов ссылка на сайт https://nebo-journal.com/ обязательна.